Пример инструкции по Технике Безопасности в ФТО

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С АППАРАТУРОЙ В ОТДЕЛЕНИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ

1. Общие требования безопасности

1.1. Кабинет, где находится аппаратура, должен соответствовать требованиям: СН и ПП — 69 — 78 “Строительные нормы и правила эксплуатации, техники безопасности и производственной санитарии”.
1.2. К самостоятельной работе допускаются лица не моложе 18 лет с высшим и средним медицинским образованием, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие специальную подготовку, инструктаж по технике безопасности на рабочем месте в соответствии с ГОСТ 12.0.0490.
1.3. В целях предупреждения возникновения заболеваний и несчастных случаев персонал должен пройти медицинский осмотр в соответствии с методическими указаниями «О проведении предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотрах работников учреждения здравоохранения», в соответствии с приказом МЗ и МП № 90 от 14.03.95
1.4. Все вновь прибывшие на работу, а также лица, направленные на выполнение работ в отделение в отдельные периоды времени, должны пройти вводный инструктаж по безопасности труда (ГОСТ 12.0.004.79) у инженера по охране труда или лица, ответственного за охрану труда и назначенного приказом по учреждению.
После этого отдел кадров производит окончательное оформление вновь поступающего сотрудника и направляет его к месту работы, где он проходит первичный инструктаж с записью в журнале инструктажа на рабочем месте. В этот же журнал заносятся данные о прохождении повторного инструктажа (раз в полугодие), внепланового (в случае нарушении требований данной инструкции, приведших к несчастному случаю или при вводе в эксплуатацию нового оборудования. Кроме того каждый работник проходит проверку знаний в объеме I группы по электробезопасности.
1.5. Персонал отделения обязан:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
— руководствоваться должностными инструкциями;
— не допускать отклонений от установленного технологического процесса работы с мед. аппаратурой;
— выполнять требования основных нормативных документов, технические описания; инструкции по эксплуатации на установленную в отделении аппаратуру, в т.ч. настоящей инструкции;
— владеть приемами оказания первой медицинской помощи;
— докладывать непосредственному руководителю о каждом случае возникновения аварийной ситуации;
— выполнять требования по соблюдению режимов труда и отдыха;
— хранить пищевые продукты, домашнюю одежду и другие предметы, не имеющие отношения к работе, только в специально выделенных местах;
— соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте;
— принимать пищу только в специально отведенных для этого помещениях;
— соблюдать правила личной гигиены.
1.6.Прием пищи, распитие спиртных напитков и курение на рабочих местах запрещается. Для курения отводится специальное помещение.
1.7.Персонал отделения должен быть обеспечен спецодеждой и другими средствами защиты в соответствии с действующими типовыми отраслевыми нормами утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития РФ М: 68 от 29.12.97 г.:
— халат из хлопчатобумажной ткани на 6 месяцев;
— костюмы из хлопчатобумажной ткани — 1 комплект на 6 месяцев;
— шапочки из х/б ткани на 6 месяцев;
— маски марлевые до износа или одноразовые на 3 часа;
— перчатки резиновые до износа.
Запрещается пользоваться поврежденными средствами индивидуальной защиты или с истекшим сроком службы.
Запрещается носить во время работы:
— кольца, цепочки, браслеты и другие металлические вещи;
— одежду из шелка, нейлона, капрона и других синтетических материалов, сильно электризующихся при движении, что приводит к быстрому накоплению электрических зарядов.
1.8.На персонал и пациентов могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:
— опасный уровень напряжений в сильноточных цепях, замыкание которых может произойти через тело человека;
— наличие электромагнитного излучения;
— опасность возникновения пожара.
1.9.При работе с аппаратурой необходимо обязательно выполнять правила эксплуатации и техники безопасности, изложенные в инструкции, прилагаемой к аппарату заводом изготовителем.
1.10.С целью предупреждения возникновения аварийных ситуаций запрещается:
— эксплуатировать мед. оборудование без технического паспорта;
— использовать мед. оборудование не по прямому назначению.
1.11.Врач и медицинская сестра несут ответственность за безопасность персонала и пациентов, поэтому они обязаны:
— изучать и внедрять в повседневную работу приказы, стандарты и другие нормативные документы по охране труда и технике безопасности, издаваемые Минздравом и другими вышестоящими организациями.
При необходимости лица, допустившие нарушение инструкции, подвергаются внеочередной проверке знаний по охране труда и внеплановому инструктажу.
Настоящая инструкция принимается сроком на пять лет, действие инструкции может быть продлено не более чем на два срока.

2.Требования безопасности перед началом работы.

2. 1. Врач и медицинская сестра должны надеть спецодежду (халат, колпак, тапочки, при необходимости резиновые перчатки, маску и защитные очки), убедиться в исправности систем вентиляции, водоснабжения, канализации и электроосвещения. В случае обнаружения неисправностей он должен сообщить руководителю отделения.
При обнаружении неисправностей в электропроводке, освещении не пытаться самостоятельно устранить неисправность, а поставить в известность сестру—хозяйку (для вызова специалистов электротехнической службы).
2.2. Персонал перед началом работы должен проверить, чтобы все металлические и электропроводящие неметаллические части оборудования были подготовлены для отвода заряда статического электричества, тщательно проверить целостность проводов, идущих от аппарата к больному. В случае обнаружения “пробоя на корпус” электрического тока персонал должен обесточить (выключить) прибор и доложить зав. отделением и не использовать оборудование до устранения неполадок.
2.3. Запрещается на рабочем месте носить одежду из сильно электризующихся материалов.
2.4. Запрещается прикасаться к токопроводящим частям оборудования мокрыми руками.

3. Требования безопасности во время работы.

3.1. Персоналу запрещается работать на неисправных аппаратах.
3.2. Персонал должен исключить возможность соприкосновения больного с металлическими предметами во время исследований.
3.3. Персоналу запрещается при проведении процедур оставлять пациента без надзора.
3.4. Запрещается проведение влажной уборки во время проведения исследований.
3.5. 3апрещается хранение посторонних предметов, не используемых во время процедур, проводить процедуры при наличии посторонних лиц.
3.6. Обо всех недостатках и неисправностях, обнаруженных во время работы, персонал должен сделать соответствующие записи в журнале обслуживания и сообщить зав. отделением и старшей медсестре.

4. Требования безопасности при аварийных ситуациях.

4.1. При аварии персонал должен отключить оборудование от сети и далее поступать в зависимости от ситуации:
— при несчастных случаях, связанных с ранением, ожогами или другими травмами пострадавший или свидетель происшествия обязан немедленно сообщить об этом руководителю отделения.
4.2.В случае пожара необходимо:
— сообщить о пожаре руководству Центра, позвонить по 01;
— удалить больных и весь персонал из опасной зоны;
— принять меры к тушению очага пожара, используя подручные средства пожаротушения, например огнетушители углекислотные типа ОУ-2;
— оказать неотложную помощь пострадавшим.
4.3. При поражении человека электрическим током необходимо: освободить пострадавшего от действия электрического тога, отключив ту часть установки или оборудования, которой касается пострадавший, оказать ему немедленно медицинскую помощь. При невозможности быстрого отключения электроустановки, пострадавшего нужно оттащить от токоведущих частей, которых он касается.
Персонал, обслуживающий электромедицинскую аппаратуру, должен знать практические приемы освобождения пострадавших от действия электрического тока, способы производства искусственного дыхания и наружного массажа сердца.
4.4. При появлении запаха горящей резины или тлеющей изоляции персонал должен вызвать специалистов электротехнической службы.
4.5. При прочих аварийных ситуациях (коротком замыкании, обрыве цепи, поломке коммунальных систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции) прекратить работу и вызвать соответствующие аварийно-ремонтные службы.
Во всех случаях возникновения аварийных ситуаций персонал должен ставить в известность заведующего отделением или дежурного врача.

5. Требования безопасности по окончании работы.

5.1. Персонал по окончании исследований, работы обязан:
— привести в порядок свое рабочее место;
— подвергнуть очистке, стерилизации или дезинфекции инструментарий, детали и узлы приборов и аппаратов;
— провести первичную дезинфекционную обработку используемого перевязочного материала;
— аппараты привести в исходное положение, оговоренное инструкцией по эксплуатации;
— снять спецодежду и убрать на место, предназначенное для её хранения.
Обо всех недостатках и неисправностях, обнаруженных во время работы, персонал должен сделать соответствующие записи в журнале обслуживания и сообщить руководителю отделения.
Заведующий отделением должен проверить правильность ведения учетной документации
Лица, виновные в нарушении настоящей инструкции, несут ответственность в административном или судебном порядке, в зависимости от характера нарушений и его последствий.

Составил зав. отделением:

Согласовано:
Инженер по ОТ и ТБ:           ____________
Эпидемиолог:                                    ____________
Начальник энергослужбы:              ____________